Преимущества использования электронной интерактивной доски smart board на занятиях немецкого языка

В связи с поиском новых информационных технологий в процессе преподавания иностранного языка усилился интерес к использованию интерактивной доски SMART BOARD. Такие возможности доски SMART, как интерактивность (к примеру, два студента могут одновременно писать на доске, представляя результаты групповой работы); наглядность (содержание галереи, а также разнообразные техники презентации) и динамичность при подаче материала способствуют усилению концентрации внимания студентов, а также увеличению качества усвоения нового материала. В силу ограниченного объема данной публикации в предлагаемой статье хотелось бы остановиться на некоторых преимуществах интерактивной доски, в которых я смогла убедиться на личном опыте, используя доску SMART на занятиях немецкого языка с сентября 2012 года[1]

Электронная доска SMART представляет собой мультифункциональное оборудование, которое сочетает в себе возможности традиционных обучающих устройств (телевизор, DVD-проигрыватель, проектор, магнитофон, ноутбук).

Анимационные возможности, шрифтовое и цветовое выделение наиболее значимых текстовых элементов, перемещение объектов позволяют задействовать визуальные каналы усвоения информации, что способствует активизации познавательной деятельности студентов.

Установленное на домашнем компьютере лицензионное программное обеспечение SMART позволяет заранее подготовить различные упражнения для закрепления новых лексических единиц (например, Multiple Choice), а также написать необходимую на занятии информацию, которая должна проецироваться на доске. Эти сохраненные на USB-флэш задания способствуют экономии времени на занятии. Такая функция SMART, как распознавание написанной на занятии виртуальным карандашом или маркером информации (Schrift erkennen) конвертирует слова и числа в печатный текст. При помощи функции «занавес» (Bildschirmvorhang) можно временно закрыть как весь экран доски, так и его часть, постепенно показывая студентам спрятанное за занавесом содержание и активизируя их когнитивные способности. Функция «прозрачность изображения» (Bildtransparenz) позволяет приглушить яркость отдельных фрагментов картинки, что является эффективным приемом перед прочтением или прослушиванием текста – это так называемое предварительное облегчение понимания последующей информации (Vorentlastung). Интерактивный элемент SMART «генератор случайных величин» (Zufallsgenerator), который находится в галерее, путем случайной выборки комбинирует не только тексты и картинки, но и позволяет использовать эту функцию при делении студентов на «случайные» пары или группы от 3 человек. Так, реализуется принцип обучения в сотрудничестве, когда более мотивированный студент может помочь менее мотивированному студенту при выполнении определенного задания. Еще одно преимущество доски SMART заключается в возможности быстрого нахождения необходимого визуального материала в Интернете, а также в использовании готовых интерактивных упражнений на сайтах немецких издательств. Так, на сайте издательства HUEBER представлен дополнительный материал к разным учебникам, например, онлайн-упражнения к учебнику «Tangram aktuell» (http://www.hueber.de/seite/lernen_tana), который преподаватели кафедры германских языков используют в качестве одного из основных учебных пособий при обучении студентов ФМО в течение первых шести семестров. И, наконец, одним из существенных преимуществ интерактивной доски SMART является возможность сохранения результатов работы на занятии в виде отдельного файла в PDF-формате. Этот сохраненный файл записей на доске можно послать студентам по электронной почте или загрузить на обучающую платформу «мудл» (Moodle)[2]. В таком случае даже у студентов, по каким-либо причинам пропустивших занятие, будет возможность самостоятельно проработать пройденный материал. Кроме того, данный подход позволяет решить проблему с копиями.

Таким образом, опыт работы с интерактивной доской SMART показывает положительный эффект в обучении немецкому языку как иностранному. Тем не менее, несмотря на все преимущества интерактивной доски SMART, использование ее должно быть дозированным и сочетаться с традиционными коммуникативными методами преподавания иностранного языка. Интеграция элементов SMART в образовательный процесс обеспечивает фронтальную подачу материала. Одной из главных же задач преподавания немецкого, как и любого другого иностранного языка, является развитие коммуникативной компетенции студентов посредством групповой и парной работы. Комбинирование принципов коммуникативной методики с возможностями интерактивной доски SMART позволяет оптимизировать процесс преподавания немецкого языка и достичь более эффективного усвоения новой информации со стороны студентов, а также способствовать реализации принципа автономности изучения  иностранного языка в условиях сокращения аудиторных часов для практических занятий.

Литература

1. Höbarth, U. Konstruktivistisches Lernen mit Moodle. Praktische Einsatzmöglichkeiten in Bildungsinstitutionen / U. Höbarth. – Boizenburg: Verlag Werner Hülsbusch, 2007. – 209 S.

2. Kohls, Ch. Mein Smart Board. Das Praxishandbuch für den erfolgreichen Einsatz im Unterricht / Сh. Kohls. – Erfurt: KIDS interaktive GmbH, 2011. – 240 S.

 


[1] Детальное описание других возможностей использования интерактивной доски SMART см. в книге Кристиана Кольса [Kohls 2011].

[2]  В справочнике Ульрики Хебарт подробно рассмотрен методический аспект использования платформы Moodle в учебном процессе [Höbarth 2007].