Коммуникативная партия персонажа литературного произведения в аспектах речевой практики и семиотики искусства слова (на материале повести и рассказа на русском и немецком языках)

  1. Коммуникативные партии персонажей: синтагматический и парадигматический  аспекты. В синтагматическом плане коммуникативная партия персонажа – это  корпус его высказываний (речевых актов), представленный в той последовательности, в какой высказывания произносятся по ходу развертывания сюжета произведения. Коммуникативная партия персонажа состоит из реплик; в отличие от партии, отдельная реплика непрерывна: это цепочка высказываний, произносимых персонажем между чужими репликами. Реплика может состоять из одного или большего числа высказываний, в каждом из которых заключен отдельный речевой акт (далее РА), так как у каждого  высказывания имеется своя собственная  интенция.
  2.  Репертуар РА в коммуникативных партиях персонажей двух произведений. В повести «Веселые похороны» (далее ВП), написанной от 3-го лица, представлены все виды выделяемых нами РА: 1) информативы (эгоцентрические и альтруистические), 2) императивы (побуждения к действию и вопросы), 3) экспрессивы, 4) фатические РА, 5) метакоммуникативные РА и 6) РА, с эстетической функцией. Рассказ Ю. Герман «Рут» с повествованием от 1-го лица, содержит все виды РА, за исключением РА с эстетической функцией, что является особенностью данного типа повествования.
  3.  Количественная иерархия и соотношение РА в партиях всех героев в двух произведениях. В ВП наиболее частотными РА являются информативы и экспрессивы, а менее частотными - метакоммуникативная, эстетическая и фатическая функции. В «Рут» шире представлены информативы и императивы, а РА с факультативными функциями (эстетическая, фатическая, метаязыковая) представлены минимально. Эти различия объясняются спецификой каждого типа повествования, а также особенностями авторского индивидуального стиля.

Таблица 1 – Ранги (количественная иерархия) и количественное соотношение видов РА в повести Л. Улицкой «Веселые похороны» и рассказе Ю. Герман «Рут»

Произведение

Информативы

Императивы

Экспрессивы

Фатическ.

 РА

Метакомм.

РА

РА с эстетич. функцией

Эгоцентрич.

Альтруистич

Побуждения

Вопросы

Улицкая

2 (21,1%)

1 (29,1%)

4 (13,1%)

5 (9,8%)

3 (18,2%)

8 (1,6%)

6 (4,8%)

7 (5,3%)

Герман

1 (31,3%)

2 (17,8%)

4 (13,5%)

3 (15,6%)

5 (12,1%)

6 (5,7%)

7 (4%)

-

4. Интерпретация некоторых релевантных различий в коммуникативных партиях Алика и Рут. Коммуникативный образ персонажа вырисовывается из коммуникативной партии, из массы речевых актов и их частотной  иерархии. В таблице 2 приведены количественные данные относительно РА в коммуникативных партиях Алика и Рут.

Таблица 2 - Ранги (количественная иерархия) и количественное соотношение видов РА в коммуникативной партии Алика («Веселые похороны») и Рут («Рут (Подруги)»)

Герой

Информативы

Императивы

Экспрессивы

Фатич.

 РА

Метакомм. РА

Эстетич. РА

Эгоцентрические

Альтруистические

Побуждения

Вопросы

Алик

3 (15,8%)

1 (32,5%)

4 (12,3%)

5 (8,5%)

2 (18,9%)

8 (1,6%)

7 (3,5%)

6 (6,9%)

Рут

1 (31%)

2 (21,6%)

5 (9,4%)

3 (14,4%)

4 (13%)

7 (4%)

6 (6,6%)

-

В коммуникативной партии умирающего Алика, героя в ВП, представлены все возможные виды РА. В речи Рут отсутствуют РА с эстетической функцией. Практически 1/3 РА в речи Алика составляет информация "не о себе, но о других". Это во многом обусловлено спецификой «безличного» повествования от 3-го лица, где автор «всеведущий» и «всенаходимый». В речи актрисы Рут, влюбленной в молодого актера Рауля, напротив, представлен процентный максимум эгоцентрических информативов, так как Рут рассказывает своей лучшей подруге все подробности своей влюбленности. Рассказы Рут во многом способствуют развертыванию сюжета, поскольку в ее речи содержится большая доля альтруистической информации. Примечателен большой удельный вес экспрессивов в речи Алика. При этом в речи Алика значимость  эмоционально-экспрессивной компоненты превосходит удельный вес чистых экспрессивов. Эгоцентрическая информация в коммуникативной партии Алика касается в основном его болезни и самочувствия. В коммуникативной партии Рут, как и в речи всякой влюбленной, присутствует большое количество вопросов, так как практически все разговоры Рут происходят с ее лучшей подругой, у которой Рут спрашивает ее мнение насчет Рауля, его внешности и т.д. В речи Рут эмоционально-экспрессивная компонента также превышает удельный вес чистых экспрессивов. Значительный удельный вес императивов (побуждений и запретов действия) в речи Алика связан с бóльшим количеством в этой группе РА апеллятивов, по сравнению с речью Рут, где в подавляющем большинстве представлены обычные побуждения к действию. Закономерно, что потерявший ко всему интерес умирающий Алик редко задает вопросы. Оба персонажа склонны к метаязыковой рефлексии. Алик склонен языковой игре и чувствует поэзию слова, так как в его коммуникативной партии значительно количество РА с эстетической функцией. В коммуникативной партии каждого персонажа фатическое общение представлено минимально.

В художественном тексте представлена художественно преобразованная / деформированная (по авторскому произволу) картина коммуникации. Представленные в речи героев РА значимы для создания образов изображаемых людей, в коммуникативном поведении персонажа раскрывается характер человека, его взаимоотношения с другими героями и его  место в представленной в произведении  парадигме характеров.