Корреляции между авторской речью и прямой речью персонажей в аспектах прагмалингвистики и семиотики художественной прозы (на материале современных немецких, русских и белорусских повестей)

Семиотическая организация произведения художественной литературы имеет уровневую структуру, которая определяется тем, какие возможности изображения действительности и эстетического общения с читателем выбирает автор. В многоуровневой семиотике художественной прозы выделяются три вербальных уровня: 1) уровень этнического языка; 2) уровень речевых актов, непосредственно представленных в коммуникации действующих лиц; 3) уровень речевых жанров, выработанных коммуникативной практикой на данном языке и представленных в произведении. В семиотической структуре художественного произведения авторское сопровождение прямой речи (далее АС) и прямая речь персонажей, взаимосвязаны, так как оба принадлежат уровню речевых актов (далее РА). Авторским сопровождением считаются слова автора, которые вместе с прямой речью героя образуют одну реплику, непосредственно относятся к коммуникативному акту и тем или иным образом характеризуют говорящего персонажа. Другая информация, представленная в реплике, но выходящая за пределы коммуникативного акта, квалифицируется как собственно повествование. Существуют следующие виды взаимной связи АС и прямой речи: 1) корреляция между структурой (одно- или неоднокомпонентные) АС и структурой реплики (количеством РА в реплике); 2) корреляция между структурой реплики и локализацией АС; 3) корреляция между прагматикой РА и семантикой неоднокомпонентных АС.

Корреляция между структурой АС и структурой реплики обусловлена различиями в типах повествования. В повествовании с субъективным характером в изложении событий (повествование от 1-го лица и свободный косвенный дискурс) преобладают однокомпонентные АС и реплики с минимальным количеством РА, тогда как для повествования с авторским всезнанием (повествование от 3-го лица) характерен бóльший удельный вес неоднокомпонентных АС и объемных реплик. В психологическом повествовании, замкнутом на одном герое, количество семантических компонентов в структуре реплики и АС уменьшается, в то время как для объективного повествования, в котором «показ» (т.е. панорамный обзор) преобладает над «рассказом», типичны информативно насыщенные РА и АС.

Корреляция между местоположением АС по отношению к реплике героя и структурой реплики характеризуется тем, что, если реплика героя состоит из нескольких (больше трех) высказываний или одного высказывания с несколькими РА, то АС прерывает речь героя, т.е. находится внутри нее. В художественных произведениях, независимо от типа повествования, наблюдается абсолютное первенство однокомпонентных АС и низкая встречаемость АС вокруг прямой речи.  В структуре АС однокомпонентные АС более приоритетны, чем неоднокомпонентные АС. Эта закономерность говорит о том, что современные авторы предпочитают акцентировать внимание на одном конкретном аспекте коммуникативного акта. Становится понятным, почему практически во всех рассматриваемых произведениях представлен низкий удельный вес АС вокруг прямой речи героя.

Корреляция между прагматикой РА и семантикой неоднокомпонентных АС проявляется в том, что частота употребления АС с информацией о несемиотических движениях героев больше в тех произведениях, где в речах героев самый высокий процент употребления эгоцентрической информации (т.е. о себе), и ниже там, где доминирует альтруистическая информация (о других). Реплики героев с информацией о других способствуют развитию сюжета, этим объясняется низкий удельный вес информации о несемиотических движениях в повествовании с субъективным характером изложения событий. В прозе с большой долей несемиотической информации двигателем сюжета являются не реплики героев, а АС. В третьеличном повествовании читатель узнает о развитии сюжета как из реплик персонажа, так и из АС с информацией о несемиотических движениях действующих лиц.

Рассмотренные корреляции являются лингвосемиотическими закономерностями отображения повседневной коммуникации в современной художественной прозе средних форм с разным типом повествования.